Эзотерический смысл в масонстве

Человека, постучавшегося в двери Братства, с первых шагов окружают символы. Ещё не переступив порога ложи, кандидат-профан уже встречается с глубочайшими философскими идеями, представленными в эзотерической форме. Приведём определения терминов «эзотеризм» и «эзотерика».

Эзотери́зм (от др.-греч. ἐσωτερικός — внутренний) — совокупность знаний, сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям, особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках». В ходе истории эзотеризм принимал различные формы практической интерпретации тайного учения; ныне в его состав традиционно включаются: магия, алхимия, астрология, гностицизм, каббала, теософия, суфизм, йога, ваджраяна, масонство, антропософия, мондиализм. В то же время, ряд авторов рассматривает эзотеризм как особый тип рациональности, который в настоящее время подвергается осознанной концептуализации и рефлексии. 

Эзотерика — учения о скрытой мистической сути объектов мира и человека; область изучения эзотерики — процессы, происходящие во Вселенной, синхронно отражающиеся в глубинах человеческой души [5]. 

Проблематику, введением в которую мы посвятили данную зодческую работ, хотелось бы обозначить, процитировав признанного теоретика масонской философии Альберта Пайка. «Знание, так сказать, формул масонства само по себе так же мало значит, как, например, знание множества отдельных слов или словосочетаний какого-нибудь варварского африканского или австралийского языка или диалекта. Даже знание значений символов не столь важно и существенно, если оно не прибавляет нам мудрости и справедливости, которые друг для друга – то же самое, что два полушария нашего мозга» [2, Гл. 2. Fellowcraft. Подмастерье]. Мэтр Пайк призывает каждого члена Братства к деятельному использованию набора символов, предлагаемых масонством, чтобы ответить на главные философские и экзистенциальные вопросы, ответы на которые должен дать каждый Брат-вольный каменщик: Кто мы? Для чего мы здесь? Как устроен мир? Куда мы идём?

«В ходе своей истории символическое значение масонства обогатилось за счёт включения в его состав элементов многих эзотерических традиций» [3, С.109]. При институциализации спекулятивного масонства в начале XVIII столетия «главенствующей стала мысль, основанная на аналогии, согласно которой уровень, на котором осуществляются процессы, используемые в искусстве зодчества, транспонируются на уровень внутреннего строения человека в том смысле, что материальное строительство также может пониматься как аллегория строительства внутреннего; при этом в сооружённом храме следует видеть символ храма, возводимого в себе, путём обтёсывания грубого камня, пока тот не примет прямоугольную, кубическую, угловую форму внутреннего храма оператора» [3, С. 109].

Но, прежде чем новопосвящённый услышит стук молотков, в первую очередь профан попадает в комнату размышлений, где его встречают вещества и знаки, недвусмысленно представляющие основы понятийного аппарата алхимии. Так, на столе кандидат видит сосуды с химическими веществами – серой (сульфур), солью и ртутью (меркурий). Рядом находится анаграмма V.I.T.R.I.O.L. (visita interiora terrae, rectificando inveniens occultum lapidem), являющаяся алхимическим девизом, и призывающая новичка начать Opus Magnum, великое делание, или Работу, в строительной терминологии. Следует отметить, что алхимики называли вульгарными вообще все химические вещества. Это говорит о том, что Царское Искусство имело мало отношения к лабораторной практике. Означенные выше вещества являются символами известных сил, действующих внутри человека.

Также, алхимия оперирует четырьмя элементами, из которых состоит микро и макрокосм – земля, вода, воздух и огонь. Эти элементы играют важную роль в четырёхчастном испытании — пробации кандидата. Испытание землёй – это пребывание в её “недрах” – тёмной комнате размышлений. Затем следуют три символических странствия, во время которых профана последовательно проводят через испытания воздухом, водой и огнём. Было бы лишним упоминать, что эта символика имеет мало общего со строительным делом, но целиком воспринята у алхимии.

Дав определение алхимии (одно из многих и, потому, неисчерпывающее) и обозначив цели, которая она ставит перед собой, нам станут яснее причины, по которым эта дисциплина заняла столь прочное место в масонской ритуалистике и стала интегральной частью масонской философии. «Алхимия есть наука о приумножении и основывается на естественном феномене роста. Ничто не получается из ничего – это чрезвычайно древнее изречение. Алхимия – это процесс увеличения и улучшения того, что уже существует» [1, C. 213]. Надеюсь, у многих из вас возникла аллюзия на масонский девиз «Берём хорошего человека и делаем его лучше!».

Одним из постулатов герметической философии является то, что «Бог есть духовное семя, посаженное в тёмную землю (метериальную вселенную). Через искусство алхимии возможно вырастить и умножить это семя так, что вся вселенская субстанция будет пропитана им и станет <…> чистым золотом. В духовной природе человека это называется возрождением, в материальном теле элементов – превращением. Точно так же это происходит и в интеллектуальном мире… Через искусство (процесс обучения) вся масса основных металлов (тело невежества) бывает превращена в чистое золото (мудрость), потому что она пронизана пониманием» [1, С. 213]. Эта работа, в переводе с языка философского герметизма на язык катехизиса ученика вольного каменщика, суммируется так: “Все силы, предназначенные для полного развёртывания вовне, должны быть сначала сосредоточены в самих себе, с тем, чтобы собравшись благодаря сознанию, они могли приобрести наибольшую внешнюю энергию» [4].

Подводя итог вышесказанному, можем заключить, что масонство вобрало в себя не только древнейшие эзотерические концепции (такие как, каббала, герметизм и его «дочка» алхимия), но облекло их в символику, заимствованную у средневековых корпораций каменщиков, обогатив их и сделав пригодными для передачи в условиях иерархической институции. Тем не менее, мы продемонстрировали, что не все постулаты герметизма были заключены в эту, условно говоря, вторичную (вернее даже, третичную – после «химической») эзотерическую оболочку. Некоторые из них не утратили своего первоначального вида и прямо перекочевали в ложи.

Наш катехизис ученика утверждает: «Человеку недостаточно оказаться в присутствии Истины, чтобы она стала ему понятной. Знание освещает путь человеческий только тогда, когда ничто не противостоит его сиянию. До тех же пор, пока иллюзии и предрассудки ослепляют нас, тьма правит нами и делает нас нечувствительными к великолепию Истины» [4]. Этот параграф согласуется с ещё одной максимой: Подлинная инициация есть всегда самоинициация. Иными словами, посвящённый призван всеми силами, на протяженни всего пути к Свету извлекать и применять (имплицировать) в жизни те законы и силы, которые были даны ему (эксплицитно в виде символов) в обряде посвящения и в наставлениях соответствующих степеней.

В завершение позволим себе снова процитировать наставление Альберта Пайка, адресованное к Подмастерьям, которое изложено в книге «Мораль и догма».

«Масонство – продолжатель дела Мистерий, до сих пор практикует античные методы передачи Знания. Его церемонии – точь в точь древние мистические действа; это не чтение научных трактатов, а постановка проблемы, требующей изучения, в первую очередь, путём философских размышлений. Его символика – руководство к действию. Наставления – зачастую односторонние и частичные толкования этой символики. Тому, кому посчастливится стать полноценным масоном, не должен получать удовлетворения от простого выслушивания наставлений и даже от их осознавания; он должен с их помощью, имея их перед собой как верстовые столбы на пути, изучать, толковать и развивать все эти символы самостоятельно». [2, Т.1. Гл. 2. Fellowcraft. Подмастерье].

Во славу Великого Архитектора Вселенной

Литература

  1. Холл, П. Мэнли. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. – Новосибирск : «Наука», 1992. – Т.2. – 440 с.
  2. Пайк, А. Мораль и догма древнего и принятого шотландского устава : [электронный ресурс]. – Т. 1.
  3. Джаммария. Эта неизвестная алхимия. – Воронеж : Terra Foliata, 2014. – 256 с.
  4. Катехизис ученика вольного каменщика : [электронный ресурс].
  5. Эзотеризм // Википедия : [электронный ресурс]. – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эзотеризм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.